Как кофеин и каннабиноиды взаимодействуют друг с другом на физиологическом уровне

Как кофеин и каннабиноиды взаимодействуют друг с другом на физиологическом уровне

Многие миллионы людей по всему миру обожают кофе. По факту, многие люди даже могут сказать, что они зависят от употребления кофе, что неудивительно, учитывая, что популярный напиток также является самым популярным в мире легальным психоактивным веществом, на порядок обгоняя в плане общей популярности спиртное и табак.

На данный момент, ни одна другая психоактивная субстанция, за исключением табака, имеет столь большое значение для мировой экономики. По крайней мере, с начала прошлого века, кофе постоянно занимало одну из лидирующих позиции в табеле ресурсных сельскохозяйственных культур. От его производства, сбыта и употребления, буквально зависят экономические системы многих развивающихся и развитых стран мира.

Популярность же субстанции, получаемой из бобов кофейного дерева, объясняется его главным активным компонентом, кофеином, довольно сильным нейростимулятором, который придаёт напитку, готовящемуся путём варения помолотых плодов дерева, его характерный, бодрящий эффект. Помимо самого напитка, кофеин также зачастую является компонентом многих безалкогольных напитков, энергетиков, а также чая, являющегося следующим за кофе по популярности и распространению легальным нейростимулятором.

В отличие от мj, которая может обладать либо заметными седативными, либо, напротив, стимулирующими свойствами, в зависимости от состава и концентрации активных веществ, кофеин является исключительно стимулирующим веществом. Помимо этого, мj имеет более явные психоактивные эффекты, проявляющиеся в заметно изменении состояния восприятия окружающей действительности при употреблении крупной порции растения, в то время, как кофеин имеет предельно простой, возрастающей по длительности и силе эффект нервного возбуждения, постепенно перетекающий из простого, но ощутимого притока сил, в состояние нервозности и напряжения, при употреблении слишком большого количества напитка. Наконец, в то время, как благодаря своей природе, мj имеет модулируемый эффект, во многом зависящий от таких вещей, как внутренний настрой потребителя и окружающей среды (или как этот феномен называется в среде психонавтов «сет и сеттинг»), кофеин имеет лишь характерный стимулирующий эффект, который, в принципе, не поддаётся особой модуляции. Иными словами, обе популярные субстанции, довольно непохожи по своим свойствам, что, однако не мешает многим людям употреблять их совместно, для получения смеси эффектов обоих субстанций.

На данный момент, учёные продолжают изучать столь парадоксальное, но очевидно взаимно усиливающее взаимодействие обеих субстанций, однако, основной механизм воздействия их активных веществ на рецепторы организма, а также друг друга, что называется эффектом синергии, уже довольно подробно изучен. В данном тексте, мы постараемся раскрыть феномен столь удачного взаимодействия кофе и каннабиноидов, рассмотрев механизмы проявления характерных комбинации эффектов, а также их проявление на физиологическом и психологическом уровне.

Эффекты кофеина на тело человека

Как и мj, кофеин воздействует сразу на несколько типов и видов нервных рецепторов в теле человека. С физиологической точки зрения, подобное взаимодействие проявляется в повышенной выработке адреналина, что в свою очередь создаёт характерный эффект физической и психологической стимуляции, ускоряя ритм сокращения сердца, повышая уровень кровяного давления в сосудах и несколько ускоряя передачу нервных импульсов в тканях мозга.

Помимо стимуляции выработки адреналина, вещество также вызывает всплеск дофамина, так называемого «гормона радости» или «гормона мотивации» (говоря точнее, в отличие от адреналина, вещество не усиливает выработку гормона, напротив, подавляя способность тела усваивать натурально выделяющиеся вещества, в разы замедляя их метаболизм), что, помимо общего притока сил и жизненной энергии, также обеспечивает потребителю ощущение удовольствия, а также повышенную концентрацию внимания.

Однако, несмотря на то, какую значительную роль данные гормоны играют в проявлении характерного эффекта кофе, безусловно главным веществом, стоящим за стимулирующим воздействием кофеина, является аденозин.

Как и другие названные соединения, аденозин является натуральным гормоном, вырабатывающимся телом человека, главной функцией которого, является регулирования циклов бодрствования и сна. Как и следует из названия, данный биологический механизм, свойственный всем живым существам, отвечает за регулирование периодов бодрствования, а также за цикл сна, во всех его характерных стадиях.

В процессе бодрствования, аденозин, впитывающийся тканями тела в период сна, гормон постепенно выделяется в определённых центрах головного мозга, постепенно скапливаясь в его тканях. При достижении «критической массы» вещества в тканях, они начинают вызывать эффект усталости и сонливости, плавно подталкивая организм к отходу ко сну, для восстановления и отдыха его биологических систем, запуская цикл вновь с пробуждением.

Сами молекулы вещества, легко соединяются с определёнными рецепторами в мозгу (так называемыми А1 рецепторами) постепенно подавляя активность нервных окончаний органа, тем самым вызывая эффект «умственной усталости», проявляющийся в размытости мыслей в состоянии сонливости. Соответственно, чем больше вещества накапливается в тканях мозга, тем большее число рецепторов вступают в контакт с его молекулами, что, в свою очередь, перетекает во всё более глубокое состояние усталости.

Аденозин, кофеин и копамин

Аденозин и кофеин имеют довольно похожую физическую структуру, что позволяет веществам эффективно подменять друг друга в качестве активатора А1 рецепторов.

Как кофеин и каннабиноиды взаимодействуют друг с другом на физиологическом уровне
Сходства в структуре аденозина и его экзогенного «кузена», кофеина

Однако, несмотря на структурное сходство, вещества имеют диаметрально противоположное воздействие на работу рецептора: В то время, как аденозин, непосредственно, является активатором (или раздражителем) А1 рецепторов, кофеин блокирует работу данных рецепторов.

Как кофеин и аденозин, дофамин также вступает в контакт с данными рецепторами, но лишь частично, оказывая на него эффект активации, проявляющийся в характерном ощущении удовольствия и повышении мотивации и концентрации.

Если же рецепторы заняты молекулами аденозина, соединения дофамина не могут соединиться с ними, что проявляется в заметном ухудшении самочувствия и настроения человека, или иного живого существа (Вполне возможно, столь хитрый биологический механизм является одним из натуральных способов организма принудить сознание отправляться спать).

Как кофеин и каннабиноиды взаимодействуют друг с другом на физиологическом уровне
Аденозин полностью занимает собой доступные в тканях мозга А1 рецепторы, мешая молекулам дофамина вступать с ними в контакт, что проявляется в падении ощущения удовольствия, ухудшении настроения, а также исчезновении концентрации, ясности мыслей и мотивации

Однако, функциональность рецептора кардинальным образом изменяется, если первым в контакт с ним, вступает молекула кофеина:

  • Во-первых, кофеин полностью занимает собой место аденозина, при этом блокируя работу соответствующего рецептора и характерных эффктов его активации
  • Во-вторых, в отличие от своего структурного собрата, кофеин в подобном положении не блокирует соединение дофамина с рецептором, позволяя молекулам гормона также вступать контакт с А1
Как кофеин и каннабиноиды взаимодействуют друг с другом на физиологическом уровне
В отличии от аденозина, кофеин не мешает молекулам дофамина соединяться с рецепторами А1 группы, что приводит к ощущению потребителем не только эффекта нервной стимуляции, но и повышения концентрации, а также ощущению лёгкой эйфории

Собственно, благодаря столь простому механизму, кофе и оказывает характерный ему стимулирующий эффект, а также чувство удовольствия и повышенной мотивации.

Как кофеин и каннабиноиды взаимодействуют друг с другом на физиологическом уровне

Воздействие комбинации мj и кофеина на работу А1 рецепторов

Хотя способность кофеина блокировать усвоение дофамина, а также его взаимодействие с веществом, проявляется в более резком и ощутимом психоактивном эффекте, соединяющим в себе лучшие стороны обоих рекреационных субстанций, подобное воздействие на рецепторы, также является корнем характерной потреблению мj проблемы с быстрой потерей краткосрочных воспоминаний.

Хотя данный эффект проявляется натурально при использовании мj или её экстрактов в любом виде, наблюдения показывают, что совместное использование каннабиноидов с кофе, в разы усиливает подобный негативный эффект. Для достижения подобного негативного эффекта, оба вещества оказывают воздействие на скопления СВ1 и А1 рецепторов в области гиппокампа, части головного мозга отвечающего за обучение, формирование воспоминаний, а также обработку и проявление эмоциональных реакций.

Лабораторные исследования, как с изолированными образцами мозговых тканей животных, так и с живыми тестовыми субъектами, демонстрируют, что при активации А1 рецепторов (то есть, при воздействии на них молекул аденозина), чувствительность расположенных в гиппокампе СВ1 рецепторов к каннабиноидным соединениям, как экзо, так и эндогенного типа, падает примерно на треть от стандартного уровня. В свою очередь, при блокировке рецепторов молекулами кофеина, уровень чувствительности рецепторов СВ1 в данном регионе мозга существенно возрастает, что собственно и приводит к усилению как эффекта дофаминов, так и возрастанию способности каннабиноидов, вроде ТГК, затуманивать краткосрочные воспоминания.

Иными словами, если при употреблении лишь мj или экстракта ТГК, процессы формирования краткосрочной памяти могут несколько нарушиться, комбинация с кофе вовсе эффективно блокирует соответствующие механизмы гиппокампа, увеличивая «провалы в памяти» в несколько раз.

Данный механизм также объясняет другой любопытный феномен, а именно, тот факт, что при употреблении мj в вечернее или ночное время, формирование краткосрочной памяти страдает куда меньше. Оказывается, подобная закономерность является следствием повышенной концентрации аденозина в тканях мозга к подобному времени суток, который мешает каннабиноидным соединениям нарушать процессы формирования воспоминания.

Помимо этого, учитывая усиливающий эффект комбинации кофе и мj на общее воздействие дофамина на рецепторы, нет ничего удивительного, что подобное употреблении обеих субстанций вызывает более сильный и продолжительный всплеск эйфории и удовольствия, при этом формируя у организма подсознательную, психологическую зависимость от обеих субстанций.

С технической точки зрения, кофеин соединяется с рецепторами А1, замещая собой молекулы аденозина. ТГК же, в свою очередь, в разы замедляет процессы метаболизма выделяемого телом дофамина, позволяя более крупной концентрации молекул вещества соединяться с теми же рецепторами, производя кумулятивный эффект на испытываемое от употребления субстанций, содержащих психоактивные вещества, ощущение удовольствия.

Дополнительные исследования и наблюдения на данную тему

Описанные выше наблюдения подтверждаются рядом других независимых, частных испытаний. Для примера, одна работа 2014 года, субъектом которой являлось изучение наличия подобного комбинированного психоактивного эффекта между ТГК и аналогичными кофеину «лёгкими» нейростимуляторами, сообщает, что иллюстрированная корреляция также отчётливо наблюдалась при совместном использовании каннабиноида с веществом, под названием MSX-3, также способным вступать в контакт с А1 рецепторами, блокируя их действие, при этом вызывая характерный тонизирующие эффекты натурального кофеина. Субъектами наблюдения являлись обезьянки-саймири, уже приученные к регулярному употреблению ТГК в рекреационных целях.

Как демонстрируют наблюдения авторов эксперимента, при доступе к низким дозировкам синтетического аналога кофеина, субъекты употребляли более низкие порции экстракта ТГК, несмотря на свободный доступ к веществу. В то же время, получив доступ к более высокой концентрации MSX-3, животные куда охотнее стали употреблять ТГК, наглядно демонстрируя, что вещество аналог также имело характерный натуральному кофеину эффект блокировки А1 рецепторов, в разы усиливающий ощущавшийся ими эффект эйфории от употребления каннабиноидов, ввиду повышения абсолютной концентрации молекул дофамина в тканях мозга. Хотя некоторые критики трактовали наблюдения несколько иначе, предполагая, что в низких дозировках, вещество напротив, усиливало эффект малых концентраций ТГК, соответственно, уменьшая эффективность каннабиноида при повышении порции MSX-3, вынуждая животных использовать более крупные концентрации вещества для получения желанного состоянии эйфории, теперь известные данные о принципах работы механизмов А1 и СВ1 рецепторов, указывают на то, что повышение дозировок стимуляторов, лишь увеличивает общую концентрацию дофамина, а соответственно и ощущаемый потребителем «кайф» от использования комбинации подобных субстанций.

Другие же работы, вроде одного частного исследования конца 2012 года, демонстрируют, опять же на субъектах-животных, что в комбинации с кофеином или близкими к нему по структуре и свойствам стимуляторами, каннабиноиды имеют более сильное негативное влияние на механизмы формирования краткосрочных воспоминаний. Говоря точнее, авторы данного исследования утверждают, что совместный эффект стандартной для чашки кофе концентрации кофеина с небольшой дозой экстракта ТГК, имел куда сильный эффект на память подопытных крыс, чем просто использование высоких концентраций каннабиноида.

Паранойя и агрессивность при использовании крупных дозировок кофеина и ТГК

Отдельно следует заметить, что помимо эффекта на память, а также ощущение чувство эйфории, комбинация кофе с каннабиноидами может привести к заметному усилению интенсивности психоактивного эффекта данных соединений. Большая порция кофеина перед употреблением ТГК, может в разы усилить субъективную силу эффекта каннабиноида, что может быть чревато проявлением негативных ощущений, вроде чувства паранойи, тревожности, агрессии и страха, даже при употреблении небольшой порции вещества. Собственно, подобный фактор был обнаружен уже упомянутой работой 2014 года, выводы которой отмечают любопытное противоречие в поведении субъектов-обезьян, которое и было изначально трактовано, как обратная корреляция между эффектами кофеина и подобных стимуляторов и ТГК: Хотя при получении более крупных дозировок MSX-3, животные активнее и охотнее употребляли ТГК, вследствие, многие из субъектов начинали испытывать дискомфорт, ввиду чрезмерной силы подобной комбинации на телесное самочувствие и восприятие действительности, проявлявшееся либо в общем недомогании и панике, либо в повышенной агрессии и враждебности. Лишь последующие наблюдения, показавшие, что несмотря на негативный опыт, обезьяны всё равно предпочитали употреблять большие порции ТГК совместно со стимулятором, доказали, что подобное проявление является следствием чрезмерной стимуляции рецепторов мозга высокими концентрациями не усвоенного телом дофамина.


Источник

0

Автор публикации

не в сети 24 часа

Андрей Маргулис

334
С организацией DDoS атак завязал.
Выкладываю новости технологий и интересные статьи с темной стороны интернета.
32 года
День рождения: 14 Мая 1991
Комментарии: 117Публикации: 3004Регистрация: 12-12-2015
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Blog-Club
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля