Все цифры, которые будут названы в этой статье, позаимствованы из книги мемуаров Владислава Мисевича. Если какие-то суммы покажутся вам неправдоподобными, то автор статьи не несёт за это ответственность.
Начну я свой рассказ с 1967 года, когда Владимир Мулявин и Владислав Мисевич впервые начали выступать вместе. Случилось это 1 декабря 1967 года составе ансамбля “Орбита-67”. Это не был ВИА в нашем понимании, но что-то уже близкое к нему.
Зарплата Владислава Мисевича составляла тогда 120 рублей. За эту зарплату в течение месяца необходимо было отработать примерно 18 концертов. За каждый дополнительный концерт полагалась доплата в размере 4 рублей. Чуть позже ставку увеличили с 4 до 6 рублей.
Ещё платили командировочные. Если концерты проходили на территории БССР, то командировочные составляли один рубль 75 копеек, если группа выезжала за пределы республики, то командировочные возрастали до двух рублей 20 копеек.
1 сентября 1969 года Владимир Мулявин и компания регистрируют свой собственный ВИА, который они назвали “Лявоны”. Концертная ставка у музыкантов коллектива составляла 7 рублей 50 копеек, а у руководителя коллектива на один рубль больше.
На IV Всесоюзный конкурс эстрады в Москве группа поехала, сменив название на “Песняры”. Премию, которую они получили за второе место на конкурсе в размере 2000 рублей, они в тот же день прогуляли в ресторане гостиницы “Москва”.
После этой победы музыкантам более чем в 4 раза повысили ставки за концерт. Они стали получать 33 рубля за каждое выступление. В эстраде таких ставок не было, поэтому по документам их вид деятельности переименовали в “камерное сольное (хоровое) пение”.
В 70-е годы у группы начали выходить пластинки. К сожалению, это было совсем недоходное мероприятие для артистов. Независимо от выпущенного тиража, каждый музыкант получал за вышедшую пластинку 112 рублей.
К середине 70-х ансамбль стал настолько популярным, что концертные залы уже не могли вместить всех желающих, и “Песняры” начали выступать во Дворцах спорта, коих уже много понастроили по всему Советскому Союзу. Иногда таких концертов случалось по 4 в день. Тарифная ставка за выступления в таких залах была в два раза выше. За каждый концерт платили 66 рублей.
Однако этот пир продолжался недолго. “Дворцовую” ставку вновь вернули к исходным 33 рублям за концерт. Попытки музыкантов доказать, что играть в концертном зале и во Дворце спорта – это две большие разницы, успехом не увенчались.
Ну и в заключение про оплату труда в кино на примере фильма “Ясь и Янина”, который вышел на экраны в 1974 году. За каждую съёмочную смену музыкантам платили по 20 рублей. Подобных смен в течение дня могло быть и две. Для такой ставки музыкантам была присвоена высшая артистическая категория.