1942 год, оккупированная Европа. Оказавшись в концлагере, бельгийский еврей Жиль выдает себя за перса, чтобы выжить: по прихоти концлагерного повара Коха, мечтающего уехать после войны в Тегеран, Жиль учит его языку фарси. Вот только фарси он совсем не знает и придумывает слова на ходу.
Несмотря на то, что «Уроки фарси» становятся в длинный ряд фильмов о Холокосте и занимают в этой череде далеко не последнее место (финал картины — мощнейшее эмоциональное потрясение для Жиля и для зрителя), кажется, что катастрофа войны уходит в них на второй план. В центре же — очень литературный и философский конфликт двух узников: узника по рождению и узника по совести.
Заслуга режиссера Вадима Перельмана в этой картине в том, что сопереживание в ней вызывает не только оказавшийся в концлагере Жиль, но и эсэсовец Кох — убийца, но поэт, деспот в своем владении, но также и «заключенный». Оттого и сложно сразу сказать однозначно, один ли в этом фильме главный герой или все же нет.