Универсальный базовый доход поможет реформированию экономики арабских стран

Добавлено в закладки: 0

Источник: Версия

Универсальный базовый доход поможет реформированию экономики арабских стран

Идея обеспечиваемого государством универсального базового дохода (ВБД) набирает обороты во всем развитом мире. Хотя политика ВБД сталкивается с серьезными политическими и фискальными препятствиями на Западе, эта идея завоевывает популярность в регионе, где условия для введения универсальной системы денежных грантов наиболее благоприятны: на богатом Аравийском полуострове, экспортирующем нефть.

Нефтяные монархии Персидского залива, хотя и в значительной степени авторитарные, уже предоставляют своим гражданам очень щедрые льготы, включая бесплатное образование и здравоохранение, дешевую энергию и, что наиболее важно, неявные гарантии занятости в государственном секторе. Около двух третей работающих граждан в странах Совета сотрудничества стран Персидского залива (СССПЗ) работают в государственном секторе.

Эта система создала как масштабный средний класс, так и серьезные экономические перекосы. Энергетические субсидии наносят ущерб окружающей среде и непропорционально выгодны богатым домохозяйствам, в то время как избыточная занятость в государственном секторе непродуктивна и выводит граждан из экономики частного сектора. Хотя сегодняшние новые участники рынка труда часто не имеют доступа к государственной занятости, это, тем не менее, искажает их ожидания относительно заработной платы и рабочего времени.

Поскольку цены на нефть упали, а число граждан трудоспособного возраста продолжает расти, установленные системы социального обеспечения в странах Персидского залива стали финансово неустойчивыми. Но, в частности, реформировать государственную занятость оказалось непросто. Массовые увольнения в правительстве политически нереалистичны. Задача состоит в том, чтобы найти новую модель разделения богатства, которая была бы более справедливой, более прозрачной, менее деформирующей с экономической точки зрения, и устойчивой с финансовой.

Наиболее интуитивно понятным и защищенным от несанкционированного доступа механизмом для такого распределения богатства будет ВБД. В исключительных случаях в странах СССПЗ такая схема может финансироваться без повышения налогов, путем реформирования существующей политики разделения богатства. Ключевая идея заключается в том, чтобы отделить внутреннюю энергетическую политику и занятость в государственном секторе от процесса распределения богатства, тем самым обеспечив столь необходимую рационализацию в обеих областях.

ВБД будет финансироваться за счет сбережений от сокращения внутренних энергетических субсидий, прекращения найма и постепенного сокращения рабочей силы в государственном секторе. Те, кто уходит из правительства, получат новую денежную субсидию в качестве вознаграждения за свои услуги; дополнительные стимулы «золотого рукопожатия» могут помочь ускорить процесс. ВБД предоставит всем взрослым гражданам гарантированный базовый доход, а также достаточный стимул для получения дополнительного дохода в частном секторе.

Арабский ВБД не столкнется ни с одной из проблем, которые преследуют такие предложения в странах ОЭСР. Помимо того, что такая мера не требует введения каких-либо новых налогов, она не создаст препятствий для работы, по сравнению с существующим положением дел, поскольку экономические искажения, возникающие из-за низкой занятости в государственном секторе, намного хуже.

Недавний проект, поддерживаемый Кувейтской программой Лондонской школы экономики и Кувейтским центром государственной политики, демонстрирует, как арабский ВБД может работать на практике. Простое перенаправление текущих энергетических субсидий Кувейта на ВБД могло бы финансировать значительные ежемесячные гранты для граждан. Чтобы уменьшить искажения нынешней модели распределения богатства, платежи должны быть дифференцированы. Поскольку кувейтские граждане, работающие в государственном секторе, уже получают крупные косвенные трансферты, они могли получить минимальный грант в размере около 200 долларов в месяц, который компенсировал бы им более высокие расходы на энергию в результате сокращения субсидий.

Это оставит достаточно сбережений, чтобы платить каждому взрослому гражданину, не работающему в государственном секторе, ежемесячный грант в размере $700, и каждому ребенку — размере $230. Эти выплаты не обеспечат получателям комфортной жизни, но помогут сократить разрыв в заработной плате между государственным и частным секторами, который в настоящее время составляет около $1400 в месяц для граждан Кувейта. Граждане со скромными зарплатами в частном секторе могли бы дополнить их ВБД, чтобы достичь социально приемлемого уровня совокупного дохода. С политической точки зрения введение ВБД было бы мощным вознаграждением за резко сокращенный найм в государственном секторе.

Как показывают оценки экспертов, хотя все основные категории кувейтских домохозяйств окажутся чистыми бенефициарами реформы, более бедные домохозяйства выиграют значительно больше, что сделает реформу чрезвычайно прогрессивной. Иностранные домохозяйства в Кувейте не получат прямой компенсации за повышение цен на энергоносители и, таким образом, пострадают от небольшого негативного финансового воздействия.

Хотя потребление энергии такими домашними хозяйствами, как правило, очень низкое, Кувейт должен строго соблюдать правила минимальной заработной платы, чтобы ни один иностранный работник с низким доходом не столкнулся с энергетической бедностью. Оценки также показывают, что влияние более высоких затрат на топливо и конкурентоспособность местных компаний будет минимальным.

Более того, используемые здесь цифры ВБД являются оценками нижней границы. Денежные субсидии могли бы быть значительно выше, если бы они финансировались за счет сбережений в результате постепенного сокращения занятости в государственном секторе Кувейта. Сокращение государственного фонда оплаты труда на 10% может обеспечить увеличение ежемесячных выплат ВБД взрослым на $650. При благоприятном сценарии, решение кувейтца уйти из госсектора, чтобы получить ВБД, принесло бы системе дополнительные ресурсы.

Отделение государственной занятости от распределения богатства дало бы гражданам более сильные стимулы для поиска навыков, актуальных в частном секторе. Поскольку ВБД станет безусловным, он не будет «облагаться налогом» по мере роста частных доходов, тем самым сводя к минимуму препятствия для работы, связанные с традиционными программами социального обеспечения с проверкой нуждаемости. Гарантия базового дохода дала бы гражданам возможность самостоятельно брать на себя предпринимательский риск и максимально использовать свои таланты.

Кувейт не одинок. Другие нефтедобывающие страны в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) используют аналогичные системы поддержки, по сути, с теми же искажениями и финансовыми проблемами. Такое же обоснование реформ ВБД применимо в других странах СССПЗ и даже в таких богатых нефтью государствах, как Ливия и Ирак, хотя денежные гранты там будут меньше.

В настоящее время щедрый ВБД остается недоступным в западных странах. В государствах-экспортерах нефти, напротив, некоторая форма прямого разделения богатства может оказаться единственным политически осуществимым способом реформирования существующих структур социального обеспечения и предотвращения долгосрочного финансового кризиса.

0

Автор публикации

не в сети 52 минуты

Логинов Антон

Универсальный базовый доход поможет реформированию экономики арабских стран 101
Если есть что сказать, пишите: [email protected]
42 года
День рождения: 09 Октября 1978
Комментарии: 4Публикации: 18130Регистрация: 10-09-2018
РЭНБИ - информационно-развлекательный портал
Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Войти с помощью: 
Генерация пароля